Как сравнить автомобили по техническим характеристикам?

2 декабря 2014 — 11:35
Таблица технических характеристик — неотъемлемая часть описания любого автомобиля. Но насколько корректна такая информация и всегда ли имеет смысл сравнение автомобилей по техническим характеристикам?

Размеры

Габаритные размеры — основа классификации автомобилей, поэтому им в таблицах обычно отводится одно из самых почетных мест. По умолчанию габариты принято измерять в миллиметрах, хотя такая точность едва ли имеет большое значение для рядового автомобилиста.

Даже десятисантиметровая разница в габаритной длине снаружи практически незаметна.

А вот внутри она может обернуться солидной прибавкой пространства для пассажиров.

Какие размеры действительно имеют значение?
Какие размеры действительно имеют значение?

Даже большее значение имеет длина колесной базы, то есть расстояние между передними и задними колесами: например, американцы традиционно проводят границу между классами именно по этому параметру. В чем, несомненно, есть смысл: если одна и та же модель выпускается в кузовах хэтчбек и седан, который обычно имеет более длинный «хвост», это не значит, что она должна одновременно играть в разных классах. У нас же на базу почему-то мало обращают внимание, а иногда ее и вовсе не приводят в таблице характеристик, что не может не вызывать улыбки.

Что на самом деле не очень важно — так это колея, то есть расстояние между центрами колес на одной оси. Тем более что этот параметр — «плавающий», он зависит не только от габаритной ширины, но и от геометрии колесных дисков, и зачастую производители дают разные значения для колес разной размерности.

Кстати, рекомендуемые типоразмеры покрышек, в отличие от колеи, — совсем не лишняя информация: она позволяет оценить ассортимент и стоимость нужной резины, а любителям нехитрого тюнинга — прикинуть, как можно будет «поиграть» параметрами, заменив, к примеру, 16-дюймовые колеса на 18-дюймовые. Некоторые производители шин даже делали акцент на таком тюнинге в своей рекламе. Жаль, что в основных таблицах, как правило, не найти установочных размеров самих дисков (число крепежных отверстий, диаметр их расположения, вылет), для этого приходится копаться в специальной литературе.

От размеров колес в немалой степени зависит и дорожный просвет, он же клиренс, то есть расстояние от асфальта до самой низко расположенной точки автомобиля. Этот параметр можно назвать самым лукавым: интересует он почти всех (что для России естественно), но не всегда приводится, а когда приводится, не всегда соответствует истине. Порой это объясняется тем, что производитель измеряет просвет, к примеру, под картером двигателя или главной передачи, в то время как, скажем, выхлопная труба или защитная панель висит ниже, порой другой загрузкой машины или чем-то еще, но факт остается фактом: реальный клиренс почти всегда оказывается меньше паспортного. Впрочем, для сравнения нескольких машин и этих данных достаточно, поскольку привирают все производители примерно одинаково, на один-полтора сантиметра.

Силовой агрегат

Немало странностей можно найти и в технических описаниях двигателей. Безусловно, очень важно знать основные параметры:

  • бензиновый мотор или дизельный,
  • турбированный или атмосферный,
  • сколько у него цилиндров и клапанов,

самое главное:

  • каков его рабочий объем (не факт, что необходимо указывать его с точностью до кубического сантиметра),
  • какую максимальную мощность развивает.

Несколько меньший интерес вызывают цифры максимального крутящего момента и диапазон оборотов коленчатого вала, при которых он достигается, а зря:

Автомобили с дизельным двигателем более тяговитые. Высокая тяга и длинная «полка» ее наибольшего значения говорят об эластичности агрегата, его способности разгонять машину без переключения передач.

От этих параметров зависит не только то, как машина едет, но и насколько дорого она будет обходиться. Транспортный налог напрямую зависит от количества лошадиных сил. Про схему расчета транспортного налога за 2014 года мы уже писали тут.

Но вот для чего нужны такие параметры, как диаметр цилиндра и ход поршня, если речь не идет о капитальном ремонте двигателя, — разве что проверить вышеназванный рабочий объем, пользуясь школьной формулой площади окружности…

Приблизительно то же можно сказать о степени сжатия двигателя: за редкими исключениями (одно из них — агрегаты семейства Skyactiv на автомобилях Mazda) это очень близкие цифры, не имеющие практического значения. В теории высокая степень сжатия соответствует большей удельной мощности и склонности мотора к детонации. Как следствие — говорит о необходимости использования высокооктанового топлива, однако рекомендуемый тип бензина, как правило, и без того указывается в таблице характеристик. Если уж на то пошло, куда полезнее было бы знать объем заливаемого моторного масла и его расход на угар, который бывает весьма существенным даже у некоторых современных агрегатов.

К теме расхода мы вернемся позже, а с характеристиками двигателя обычно соседствуют параметры трансмиссии. Среди них также бывают лишние позиции, и больше всего умиления вызывает информация о передаточных числах каждой ступени в коробке передач и главной пары. В теории по ним можно понять, на какой передаче можно разогнаться до той или иной скорости, но даже если сравнивать по этим параметрам близкие автомобили, без сложных вычислений не обойтись.

Куда «прозрачнее» и актуальнее данные о количестве ступеней в коробке:

Если «автомат» четырехступенчатый, то ему, скорее всего, давно пора на пенсию, поскольку у приличных современных автомобилей с «автоматом», как правило, не менее шести передач.

Отдельная тема — вариаторы и «роботы», которых многие побаиваются, и зачастую напрасно, ибо тут очень многое зависит от конкретной конструкции.

Шасси

Грамотный человек может почерпнуть очень многое из описания подвески, рулевого управления, тормозной системы и типа привода автомобиля. Он, как известно, может быть передним, задним и полным, — если с первыми двумя все понятно, то с последним, как говорится, возможны варианты. В общем случае их два:

  • постоянный
  • подключаемый

Но разновидностей того и другого существует великое множество, а эффективность, опять же, сильно зависит от конкретного исполнения. Например, у полноприводной версии Nissan Juke подключением заднего «моста» заведует не одна фрикционная муфта, как обычно, а две, на каждое колесо своя, отдельно управляющаяся электроникой, что обеспечивает, с одной стороны, хорошую тяговую проходимость, с другой — «вкусную» управляемость.

шасси
Грамотный человек может многое почерпнуть из описания, например, типа привода автомобиля

Кстати, у того же «Джука», в зависимости от типа привода, может быть разная задняя подвеска. В версии «4Х4» она независимая, то есть каждое колесо крепится на нескольких рычагах, а в переднеприводной — так называемая полузависимая, где продольные рычаги соединены между собой скручивающейся балкой. Последняя схема компактнее, дешевле в производстве и ремонте, зато независимая «многорычажка», помимо компоновочных преимуществ, позволяет получать более благородные ездовые манеры.

Недаром модульная «фольксвагеновская» платформа MQB, на которой базируются новые VW Golf, Skoda Octavia и т. д., имеет два варианта задней подвески: балка — для самых массовых модификаций, независимая — для полноприводных и наиболее динамичных. Разной бывает и передняя подвеска: хотя подавляющее большинство современных легковых машин и кроссоверов довольствуются простой и эффективной схемой McPherson, с давних пор живет, постоянно совершенствуясь, двухрычажная конструкция. Она позволяет разработчикам более тонко «играть» с геометрическими параметрами, поэтому используется, как правило, в моделях спортивного толка и премиум-сегмента.

А вот дисковые тормоза давно перестали быть прерогативой дорогих машин с мощными двигателями.

Сегодня вентилируемые диски стоят впереди даже на самых бюджетных моделях, и только на задних колесах кое-где сохранились барабанные механизмы, главным достоинством которых является защищенность от грязи. Многие производители хвастают диаметром тормозных дисков, но это скорее информация для гурманов, — обычному человеку она может быть интересна разве что при установке колес с посадочным диаметром меньше штатного.

Невелика и практическая ценность сведений о типе усилителя руля, который может быть гидравлическим, электрическим или гибридным электрогидравлическим: считается, что честная «гидравлика» дает лучшее чувство автомобиля, но разница иллюзорна. Увы, очень редко производитель сообщает о количестве полных оборотов руля от упора до упора, а ведь на самом деле это важно: одно дело — «короткий» руль, не требующий поворота на большой угол, и совсем другое — «длинный», на который на парковке приходится «наматываться».

Эффективность

Масса и объемы — один из самых практичных разделов таблицы технических характеристик. Зная снаряженную и полную разрешенную массу автомобиля, легко вычислить его грузоподъемность, емкость топливного бака поможет подсчитать пробег от заправки до заправки, а объем багажника говорит сам за себя. Правда, тут имеют значение и такие нюансы, как высота порога багажника и ширина проема. А этих цифр, как правило, нам не сообщают. Не говоря уже о наличии или отсутствии внутренних ручек и прочих удобств.

Зато иногда мы можем узнать о распределении массы машины между передней и задней осями (не иначе — в угоду активным «драйверам»), а также о максимальной массе буксируемого прицепа, что может быть интересно далеко не всем.

Но вряд ли многие из тех, кто заглядывает в таблицы, обходят вниманием цифры, описывающие скоростные и динамические параметры автомобилей. Еще в прошлом веке наиболее важной из них считалась максимальная скорость, но теперь на первый план вышло время разгона с места до 100 км/ч. Градации, условно, такие:

  • если время разгона превышает 15 секунд — машина, что называется, не едет,
  • если приближается к десяти секундам — динамика неплохая,
  • а 4−6 секунд до «сотни» — это быстро и удел мощных спорткаров.

Только не нужно думать, что вы гарантированно сможете выжать из машины эти паспортные секунды: во-первых, для этого нужно обладать определенными навыками (особенно если речь идет о механической коробке передач), а во-вторых, многие производители слегка приукрашивают темперамент своих моделей. Замеры динамики происходят на качественном бензине и на поверхности с хорошим «зацепом», исключающим пробуксовку.

Ту же картину можно наблюдать и с расходом топлива, хотя здесь слово «слегка» уже вряд ли подходит. Для многих автовладельцев становится большим сюрпризом аппетит их машин, когда реальный расход топлива сильно превосходит паспортный даже в городском режиме, а цифры для движения по трассе выглядят просто фантастическими. Дело в том, что производители, чрезвычайно заинтересованные в «красивых» показателях экономичности, измеряют ее в специфических режимах, подстраивая под них параметры силовых агрегатов и используя некоторые уловки вроде шин с пониженным сопротивлением качению. Поэтому паспортные характеристики здесь, как и во многих других случаях, скорее представляют интерес в плане сравнения между собой автомобилей близких классов, нежели являются истиной в последней инстанции.

И все же, какими бы виртуальными ни были паспортные цифры, они необходимы для более или менее полного описания любого автомобиля. Недаром без таблиц технических характеристик не обходится ни один серьезный тест-драйв, а наиболее солидные и авторитетные издания дополняют их результатами собственных замеров и исследований.

Ндеемся, что наш обзор помог разобраться в тонкостях технических характеристик. Теперь можно прислушаться к советам признанных экспертов, ежегодно выбирающих лучший автомобиль года. Рейтинг самых достойных за 2014 год можно посмотреть по ссылке — auto-offer.ru/advi… Auto-offer.ru


Социальные комментарии Cackle



Другие советы Секреты технологий
Что лучше: автомат, механика или вариатор?
Автоматическими называют сразу несколько коробок передач. Если на машине нет педали сцепления,...
Что лучше: автомат, механика или вариатор?
02.12.2014
Все советы Секреты технологий


ПОЛУЧИТЬ СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ
*
*
Пример: +79202123933

Получите специальные условия на покупку нового авто прямо сейчас